Российские партии создают «межпартийное Совещание по внешней политике» (МСВП). Соглашение об этом подписали все пять партий, имеющих фракции в парламенте – ЕР, «Справедливая Россия», ЛДПР, КПРФ и «Народная воля». Фактически, это что-то вроде водяного перемирия в том, что касается внешней политики – участники обещают «стремиться к тому, чтобы вопросы внешней политики не использовались партиями в спекулятивных и конъюнктурных целях», поскольку «национальные интересы России должны стоять над приоритетами и политическим соперничеством российских политических партий». «Мы едины в том, что развитие России, в том числе российской демократии и партийной системы, должно служить сохранению и укреплению суверенитета страны, повышению ее международного авторитета», - разъясняют все пятеро участников и обещают бороться с дискриминацией и изоляцией страны, с самоизоляционизмом и за права русского и русскоязычного населения повсюду, где оно есть.
Несмотря на амортизирующую риторику насчет «партийного многообразия» и сохранения идеологических партийных платформ, понятно, что фактически это документ об отказе партий от внешней политики. На практике подписанты обязуются в предвыборный год выдерживать только линию МИДа и не допускать никакой импровизации в том, что касается Вашингтона, Тегерана, Пхеньяна, Брюсселя, и даже Киева с Тбилиси. Зачем это нужно, в документе прописано хоть и не прямо, но достаточно очевидно – упор на тревожно-патриотическую риторику ясно дает понять, что враг у ворот и вообще не дремлет.
В теории такой подход, конечно, весьма уязвим. Партия на то и партия, чтобы иметь свою внешнеполитическую программу, и когда ж ее разворачивать, как не на выборах. Аргументы в том роде, что сейчас не до разногласий, нужно сплотиться и защитить страну от внешнего врага, от всяких злопыхателей, имеют жалкий вид. Достаточно посмотреть на нынешнего «внешнего врага», у которого в этом смысле ситуация похуже, чем у нас. Мы, по крайней мере, не участвуем ни в каких войнах (чеченская, как ни крути, окончена) – американцы же завязли в Ираке, да и в Афганистане дела у них идут совсем не лучшим образом. Однако там ни о каких обетах молчания и послушания речи не идет: наоборот, именно вокруг внешней политики и строится предвыборная полемика республиканцев и демократов. Споры идут ожесточенные, даже кровавые, но при этом ни те, ни другие не считают или, по крайней мере, не утверждают вслух, что сама дискуссия наносит вред национальным интересам.
Однако любая действительность теорию перекраивает по-своему, российская - прежде всего. Никаких потерь от меморандума по внешней политике ждать не приходится: ни одна из действующих наших партий и по доброй воле не говорит про эту политику ничего конструктивного, да и вообще ничего, что принципиально отличалось бы от концепций Лаврова. С реальными идеологиями у современных российских партий вообще проблема, и международных дел это касается в полной мере: разница возможна только в тоне высказываний. Жириновский выступает шумно, коммунисты – пафосно, ЕдРо – тяжеловесно, но говорят они все одни и те же вполне банальные вещи. Теперь помолчат немного - все от этого только выиграют.
Цель МСВП понятна. Она вполне практическая и отнюдь не сводится к избыточному укреплению вертикали власти и тем более к пресеканию даже потенциальных возможностей свободомыслия, как примутся утверждать критики «кровавого путинского режима». В объединительной декларации не зря есть обещание «воздерживаться от активного сотрудничества с зарубежными партиями, общественными организациями и международными структурами, занимающими отчетливо антироссийские позиции, действующими в ущерб интересам России». Лексика здесь, конечно, еще та, но на деле речь идет не об абстрактных жидомасонских заговорах, а о вполне конкретном обкоме.
Американцы поспособствовали успеху всех цветных революций, воздействуя прежде всего на политические партии, причем как раз во время выборов. Добиваясь от партий декларации о сплоченности перед возможными действиями извне, Кремль (а понятно, что инициатор здесь именно Кремль) сигнализирует США, что в России ловить в этом смысле нечего, поддержки такие начинания не получат. И с тактической точки зрения это абсолютно правильный ход: все свое цветное планирование американцы начинали с создания переговорных площадок на базе партий. В России таких площадок отныне не будет: отработанную технологию можно сдавать в утиль.
В кои-то веки Кремль сыграл на опережение.
лепнина гипс