В Венгрии массовые беспорядки и политический кризис – классическая завязка революции. Началось все с загадочного инцидента, когда государственная радиокомпания обнародовала аудиозапись с закрытого совещания правительства. На ней премьер-социалист Ференц Дюрчань предается самоуничижению, объясняя коллегам-министрам, что кабинет всю работу попросту провалил и держался на плаву только за счет перманентного вранья. Благодаря этому вранью левые несколько лет правили и сохранили свою власть, не так давно выиграв парламентские выборы, на которых отбивались от обвинений в искажении информации и плачевном положении госбюджета. Обвинения теперь подтвердились, а власть в руках правительства Дюрчаня заходила ходуном.
В ночь с понедельника на вторник в центре Будапешта собрался многотысячный митинг оппозиции. В политическом смысле противниками Дюрчаня являются прежде всего правоцентристы, однако в этот вечер умеренные ситуацию уже не контролировали. В городе начались массовые беспорядки, сочетавшие новейший французский подход – поджоги десятков машин, – с российским ноу-хау 1993 года: толпа штурмовала телецентр. Первую атаку полиции удалось отбить при помощи водометов, однако демонстранты пошли на приступ во второй раз, после чего им удалось прорвать оцепление. Около сотни манифестантов заполнили собою первый этаж телецентра, где представители оппозиции зачитали свою петицию, а менее сознательные граждане погромили помещения, вынесли компьютеры и подожгли здание. Два государственных телеканала Венгрии возобновили вещание только во второй половине дня во вторник. Сотни полицейских смогли очистить телецентр только к 3:30 утра, используя брандспойты и слезоточивый газ. По уточненным данным, в больницы попали 150 человек, 100 из них – представители полиции.
Отдельный интерес вызывает инцидент с памятником нашим солдатам, освобождавшим Венгрию от гитлеровцев. Монумент, расположенный в нескольких десятках метров от телецентра, был осквернен в ходе беспорядков молодыми людьми, громко кричавшими «56» - имея в виду 1956 год, когда советские войска подавили венгерское восстание. Судя по всему, это потрудились правые радикалы, которые вообще приняли активное участие в происходящем – по свидетельствам СМИ и очевидцев, в толпе было много скинхедов - они, собственно, и провоцировали столкновения с полицией.
Наутро протесты утихли, чему способствовал и сильный ливень над Будапештом. Между тем, за дело взялись политики. Премьер Дюрчань, который после первых оправданий за опубликованную пленку уехал в Сочи встречаться с Владимиром Путиным, заявил, что думал над вопросом отставки примерно три минуты, никуда уходить не собирается и использует для подавления беспорядков все потребные средства. Будапештская полиция в самом деле стягивает подкрепления из близлежащих городов, хотя по состоянию на 19:00 вторника число участников нового раунда митингов не достигало и тысячи. Между тем, оппозиция в парламенте объявила однодневный бойкот заседаниям в знак протеста против «лжи социалистического правительства». К требованиям отправить Дюрчаня в отставку присоединился и президент страны Ласло Шойом, который, правда, выполняет в стране только представительские функции: Венгрия – парламентская республика. Фракция социалистов в ответ уже выразила поддержку своему премьеру. Кстати, кто слил в СМИ запись самокритичного выступления премьера, пока установить не удалось, хотя очевидно, что выгодно это было прежде всего оппозиции.
Для тихой Венгрии это самые большие беспорядки со времен свержения коммунистов 17 лет назад. Тем не менее, делать вывод о неизбежности революции пока преждевременно. Опросы общественного мнения показывают, что Дюрчаня по-прежнему поддерживают 47% венгров, за его отставку выступают только 43%. Более того, не факт, что его оппоненты всерьез настроены продолжать насилие: по свидетельствам очевидцев, столь радикального развития событий многие из протестовавших не ожидали, и ночь погромов может отвратить сторонников оппозиции от участия в акциях протеста.
В принципе, кризис социалистического правительства Дюрчаня укладывается в общую для Европы тенденцию. Левые в последнее время проигрывают по всем фронтам – единственным исключением была победа Проди над Берлускони, но и здесь новый глава Италии (выигравший-то с микроскопическим перевесом) победил не столько правые силы, сколько эксцентричного монструозного миллионера, уж очень нелюбимого половиной населения. В целом же, в Старом свете идет наступление правых – причем, надо признать, не самого приятного свойства, проповедующих не столько либеральные принципы в экономике и снижение налогов, сколько закрытие границ и борьбу с понаехавшими. Самыми в этом смысле последовательными «новыми правыми» являются, конечно же, НДП, прошедшие, как это ни печально, в региональный парламент Мекленбурга-Предпомерании, несмотря на свой откровенно нацистский привкус. Так что тов. Поткин-Белов зря настаивает на своей русской самобытности - ДПНИ вполне соответствуют мировым постиндустриальным стандартам, даже кружатся в вихре европейской моды. Мода эта не миновала и Будапешт. Праворадикальные венгры, осквернившие антифашистский памятник и кричавшие «56», - такие же ровно «пни», даром, что русофобы.
Хотя бы только поэтому правительство Дюрчаня следует поддержать, несмотря даже на его явно не великую компетентность в экономике – уж больно отъявленных мерзавцев выносит наверх любая революция. Но и есть и другие основания для поддержки. Дюрчань - из тех немногих европейских политиков, которые открыты к России. В отличие от своих польских или прибалтийских коллег он никогда не впадал в дежурную антироссийскую риторику, хотя она, очевидно, облегчает жизнь в структурах Евросоюза. И, наверное, не случайно Дюрчань в критический для себя момент оказался в Сочи и не стал срываться оттуда домой, когда дела пошли вразнос.
Правильно разыграв венгерскую карту, Кремль может обзавестись хорошим другом в центре Европы, а это совсем немаловажно. Сейчас очень многое зависит от МИДа. У нашей дипломатии появился шанс показать, на что она способна. В девятнадцатом и двадцатом веке Россия справлялась с венгерскими восстаниями, в двадцать первом - для этого вроде бы нет никаких возможностей. Это если по-прежнему считать, что справляться можно лишь дедовскими методами - грохочущими сапогами да гусеницами танков.
аутсорсинг it