GlobalRus.ru | Ежедневный информационно-аналитический журнал.
 
 
 
     Потребности     
     Арабески     
 Форум 
     Государственный Клуб     

"Мы никого не провоцируем, мы противостоим мракобесию"

Интервью Марата Гельмана и комментарий к нему Юлии Любимовой

4 февраля в галерее Гельмана открывается выставка Авдея Тер-Оганяна. После известной акции с рубкой объектов-«икон» на Арт-Москве в 1998 году художник был вынужден эмигрировать. Вы уже выставляли работы Авдея сходной тематики где-то весной 99 года.  А 18 января этого года на выставке "Осторожно, религия!" в центре Сахарова случился погром, учиненный некими верующими жителями Москвы и Подмосковья. Хотя новые работы Тер-Оганяна явно другого плана, не будет ли выставка восприниматься как провокационная?

Вначале, если позволите, прокомментирую вашу подводку. Выставка в 1998 была не "сходной тематики". Хотя мы ее организовали в день суда как поддержку Авдею. Тогда же в галерею приходили ряженные, угрожали, что убъют Авдея и всех, кто его поддерживает. Угрозы кончились тем, что, увидев у меня в кабинете работу Тани Антошиной «Юпитер», в которой она изобразила Бога-Быка в виде художника Кулика с рожками, они заголосили свят-свят-свят и ушли...

С горечью думаю о необходимости тратиться на охрану галереи, но ничего не поделаешь. Думаю, что ребята, разрушившие работы в Сахаровском центре не верующие, а МРАКОБЕСЫ. И без выставки Авдея моя галерея им никогда не нравилась. Впрочем, как и они мне.

Выставка запланирована давно и состоится. Никаких изменений, кроме одного - наличия охраны. Мы никого не провоцируем, мы противостоим мракобесию, которое, увы, становится нормой. И не только эти юноши символизируют его или другие "идущие вместе" сжигать книги Сорокина, но и вполне приличные члены жюри, давшие прохановскому «Гексогену» литературную премию. И Рукавишников-старший, решивший вслед за Церетели доказать москвичам, что "размер имеет значение", но уже на Патриарших прудах.

Как изменился   -  по сравнению с 90-ми  -  интеллектуальный статус провокации?

11 сентября, конечно же, поставило под сомнение радикальные практики. Кстати, многие работы, если не большинство, на этой выставке были сделаны еще до 11 сентября. Вообще, надо сказать, что и сама выставка "Осторожно, религия!" и реакция на нее - из прошлого тысячелетия. Ведь 11 сентября показало истинного ЧУЖОГО. Война цивилизаций уже началась, а мы спорим, кто правильно или неправильно изображает Христа.

Не кажется ли вам, что сейчас «провокация» используется как коммерческая технология (PR, реклама и т.д.) и уже не может рассматриваться как актуальный инструмент художественной практики?

Используется. Все, что когда-то было искусством, становится коммерцией. Используется для интерьеров, для рекламных плакатов, для промоушен-акций, для дизайна мебели. Но только обобщать не следует. Что конкретно вам кажется рекламной акцией? Думаете, Сорокин или Иванов наняли "Идущих вместе"? Или Швыдкой нанял Глазунова и Распутина?..

Можно ли описать различие ситуаций таким образом: в 90-е годы художники провоцировали социум, но лишь в редких случаях получали какой-либо отклик, сейчас же реакция неожиданно возникает тогда, когда сами художники ее не ждут, не собираясь, собственно,  никого провоцировать?

Это самое интересное в этой истории. Бренер терроризировал художественную общественность, так же, как и эти молодые люди. Краской доллары рисовал, стекла бил. Писал прокламации… Если угодно, такая параллель. В 90-е годы актер играл фашистов, а вчера с криками «Фашист!» его реально убили на улице. Общество должно научиться различать искусство и жизнь. Мы же Броневого не ненавидим за то, что он играл Мюллера. Не все, что воплощено в искусстве – есть позиция. Более того, художник, даже талантливый, не есть моральный авторитет, т.е.  человек, чья моральная позиция так уж важнее позиции тетки в очереди. Но, если ему удается зафиксировать что-то реально существующее в обществе, это ценно.

Место проведения выставки было весьма характерным - мемориал диссидентской культуры, центр им. Сахарова. Современное искусство (точнее, его советский период) иногда называют нонконформистским. Сейчас, в эпизоде с  погромом выставки,  разыгрывается сходная ситуация…

Я бы еще жестче сформулировал. Спонсор музея Сахарова (видимо, имеется ввиду Б.Березовский. - АП) пытается создать оппозицию, т.е. политическую силу, а не из кого… И тогда естественным образом ИНАКОМЫСЛИЕ занимает нишу отсутствующей оппозиции, как это было во времена диссидентства. Оппозиция действует, диссиденты инакомыслят. Утрированно, но, по сути, понятно.

Возможно ли возобновление нонконформистского пафоса в нынешних условиях, или же художники должны искать другие способы диалога с обществом?

Художники должны искать? А по-моему,  это их нашли. Растерялись в отсутствии врага (коммунисты - не страшно, Америка - друзья не разлей вода...). Одни нашли гомосексуалистов, другие художников...

Какая стратегия поведения была бы здесь, на ваш взгляд,  наиболее уместной? 

Надо довести суд до конца. Я думаю,  что Авдей зря уехал тогда… Хотя такие вещи каждый решает для себя, но я думаю, этот суд можно было использовать, чтобы объяснить обществу что-то про современное искусство, про 21 век. Россия не должна быть страной мракобесов.

Организаторы выставки в Сахаровском (ее концепция была довольно расплывчатой) могли предположить, что за этим последует... Этот эпизод как-то стимулирует арт-сообщество или же он говорит о его непрофессионализме?

Увы. Концепция нулевая. Я бы мог много и умно говорить, как все плохо с точки зрения искусства, но в данной ситуации я, конечно же, на их стороне. Так было и с Авдеевым проектом в Манеже. Я был против. Но после такой реакции без минуты сомнения стал на сторону Авдея.

Намерены ли вы каким-либо образом реагировать на ситуацию?

Я,  честно говоря, отошел от художественной жизни и уже третий год занят и увлечен другим. Но последнее время что-то слишком много меня стали совестить - мол, такое творится… Так что придется реагировать.

Интервью брал Алексей Пензин

 

Все, что говорит в интервью Гельман, вполне разумно и логично. Он решил тряхнуть стариной, оживить свою репутацию галериста, а заодно и напомнить бывшим коллегам по цеху, что он не чужой им, что он с ними не только душой, но и делом. Дело это - реабилитировать Авдея Тер-Оганяна, представив его "поздние работы", в которых уже нет того кощунства, которое прославило автора. В общем, никаких провокаций, одна борьба с мракобесием.

Нет никаких оснований демонизировать Гельмана, однако считать его круглым идиотом оснований тоже не много. Выставки существуют не в тщательно дозированных интервью, не в выверенных, как в аптеке, умозаключениях, а во времени и в пространстве. Здесь, в России, и сейчас, после скандала на выставке "Осторожно, религия!", устраивать показ произведений Тер-Оганяна это именно вызов и, конечно же, провокация. Понятно, что любые экспозиции готовятся загодя, понятно, что в них вкладываются силы и деньги, понятно, что жаль отменять вернисаж. Но не отменить его невозможно.

Гельман сам вспомнил 11 сентября - хороший в самом деле пример, достойный всяческого развития. Представим, что некий американский продюсер снял фильм о том, как благородны и честны исламские террористы, они только немного запутались, но в общем - парни хорошие. Снял давно, кино вообще долго снимается. В фильм были вложены миллионы, он уже смонтирован, и премьера назначена на 14 сентября 2001 года. Да можно и без террористов.  Рядовой фильм-катастрофу с эффектно падающими бутафорскими небоскребами некстати, наверное, показывать ни 12, ни 30 сентября. Неловкость выйдет.

Не нравится этот пример, кажется исключением, а значит, натяжкой? -  возьмем другой, более нам близкий. Представим себе, что после истории с Татьяной Сапуновой в городе N на обочине шоссе появляется плакат соответствующего содержания. Да, собственно, и представлять не надо, именно это и случилось, почти каждый день новостные ленты сообщали о плакатах и муляжах. На таком фоне стало казаться, что за обычными надписями на заборах скрываются взрывные устройства. Иными словами, даже если в новых работах Тер-Оганяна нет никакого кощунства, после истории в Центре Сахарова оно обязательно обнаружится. И Гельман вместо того, чтобы реабилитировать художника, только усугубит обвинение против него.  

Остается одна борьба с мракобесием. Но и тут не понятно, зачем делать выставку Тер-Оганяна. Чтобы оно, слава Богу, пока почти отсутствующее, наконец, явилось и показало себя во всей красе? Чтобы было кого и что клеймить позором, чтобы было с кем бороться и от чего страдать?

Впрочем, Гельман говорит в интервью все разумно и логично. Не придерешься. Только традиционное приглашение на выставку - приходите, будет интересно - звучит теперь не вполне тривиально. Так и ждешь, что секретарша добавит: а если повезет, то можете застать и погром, увидите настоящих православных мракобесов, правда, не пожалеете!

Юлия Любимова

Версия для печати
Обсудить

Все Комментарии


Экспресс-аналитика

Перейти
27.12.2007
С наступающим Новым годом всех наших читателей!

26.12.2007
Отложенный бойкот. Немцов снялся с выборов

26.12.2007
Правосудие превыше доказательств. В Молдавии оправдали убийцу корреспондента НТВ Ильи Зимина

25.12.2007
Русский народный Интернет. В Сети могут появиться домены на национальных языках, в том числе зона «.рф»

25.12.2007
Обезьянник для оппозиции. Дочь Шендеровича выпустили до суда, но могут посадить на 15 суток

24.12.2007
Заколдованный банк? Погиб второй за месяц топ-менеджер ВТБ

21.12.2007
Домой с чистой совестью. На праздниках в Швейцарии бесплатно развозят по домам выпивших граждан

21.12.2007
Еще больше единой Европы. Шенген расширился на 9 стран сразу

21.12.2007
Большая газовая дружба. Россия, Казахстан и Туркмения подписали соглашение о Прикаспийском газопроводе

20.12.2007
Президентом Южной Кореи станет кандидат от оппозиции. Его выбрали за экономические лозунги


Реплики

Перейти
26.12.2007   
Лучше стать канадцами, чем бразильцами
Своевременный вывод экспертов
Сергей Шелин

25.12.2007   
Я на Я пошел войною
Лидер "Яблока" вырастил себе достойного клона
Юрий Аммосов

21.12.2007   
Еще один год большого перехода
Продолжение эпохи или ее финал?
Сергей Григоровский

18.12.2007   
Агитпроп для Уолл-стрита
Чему их учат о России
Сергей Шелин

13.12.2007   
Новейшее российское волеизъявление
Итоги думских выборов
Петр Ильинский

11.12.2007   
Так побеждают инфляцию
Оптимизм чиновников сильнее экономики?
Сергей Шелин

10.12.2007   
Черные дни Черного континента
Саммит в Лиссабоне закончился провалом
Максим Артемьев


  Архив комментариев
 

Комментарии

Перейти
26.12.2007   
Планка отчуждения
Поколение 40-летних вывели из пенсионной реформы
Михаил Пироговский

25.12.2007   
Буря в стакане шампанского
Пятая Дума провела первое заседание
Александр Майоров

21.12.2007   
Будь, что будет
США и ЕС готовы признать Косово в обход ООН
Алексей Ерёменко

20.12.2007   
Избиратели без партий
Либеральное движение после выборов
Михаил Пироговский

19.12.2007   
Конец и вновь начало
Рада утвердила правительство Украины
Александр Майоров

18.12.2007   
Ах! Боже мой! он карбонари!
Милиция борется с литературными вольностями
Алексей Ерёменко

17.12.2007   
Злой следователь сделал свой ход?
Зачем Москва ссорится с Западом
Михаил Пироговский

14.12.2007   
«Да, смерть!»
Нацболы и логика силовиков
Александр Майоров

13.12.2007   
По чайной ложке в час
Оранжевые пытаются утвердить премьера
Алексей Ерёменко

12.12.2007   
Путин не будет хромой уткой
Медведев позвал президента в премьеры
Алексей Еременко, Николай Шидловский

11.12.2007   
Либеральный реванш
Путин выбрал Медведева
Михаил Пироговский

10.12.2007   
Призрак кровавого режима
ФСБ опять обвинили в убийстве Литвиненко
Александр Майоров

07.12.2007   
Оперативность с подвохом
Ющенко предложил Тимошенко в премьеры
Михаил Пироговский

06.12.2007   
Коммерсанты против силовиков
Продолжается скандал вокруг интервью Шварцмана
Алексей Ерёменко

05.12.2007   
Разрядка с санкциями
США засомневались, делает ли Иран бомбу
Александр Майоров

04.12.2007   
Отечество в безопасности
Чавес проиграл референдум в Венесуэле
Алексей Ерёменко

03.12.2007   
В едином строю
Предварительные итоги думских выборов
Михаил Пироговский

30.11.2007   
Прорыва не будет, зато жизнь продолжается
Оранжевые партии договорились о коалиции
Алексей Ерёменко

29.11.2007   
Стихи и проза, лед и пламень
Переговоры по Косово провалились
Александр Майоров

28.11.2007   
Трудовая Кунсткамера
«Форд-Всеволожск» продолжает забастовку
Михаил Пироговский

27.11.2007   
Верноподданное попрошайничество
«Единая Россия» оказалась в центре скандала
Алексей Ерёменко



Суждения

Перейти
26.12.2007
Крестовый поход из гетто
Русская церковь в уходящем году
Владимир Можегов
21.12.2007
Всемирный банк поставил Россию на место
С которого не так просто сойти
Сергей Шелин
18.12.2007
Ожидаемая неожиданность
Все было объявлено заранее, только этого не хотели замечать
Петр Ильинский
14.12.2007
Что может быть после марта-2008
Границы нового курса
Сергей Шелин
11.12.2007
Exit
Поколение бэби-бумеров состарилось
Юрий Аммосов
07.12.2007
Гидра сепаратизма
Признавать ли России Абхазию и Южную Осетию
Дмитрий Нерсесов
03.12.2007
Дети подземелья, или Плоды просвещения
Ваххабиты из деревни Погановка выращены Церковью
Владимир Можегов
30.11.2007
Возвращение к гражданской войне
В ответ на суждение Петра Ильинского
Сергей Шелин
26.11.2007
Память о гражданской войне
Чтить жертвы важнее, чем помнить расстрельщиков
Петр Ильинский
23.11.2007
Мавр сделал свое дело
Предвыборные перспективы Саакашвили
Дмитрий Нерсесов
20.11.2007
Советизация нашей экономики
Непризнание проблем как способ их усугубления
Сергей Шелин
16.11.2007
1917-2017. Эпоха великой Скорби
Как примирить триумф и трагедию русской революции?
Владимир Можегов
12.11.2007
Потрясения в информационном поле
Мировые СМИ и чрезвычайное положение
Петр Ильинский
Все суждения Перейти
 
Потребности    Арабески    Карта сайта    О проекте    Авторы    GlobalRus.ru © 2002–2007 дополнительно Кнопка Рамблера